Рязанский Свободный лицей

«...О такой школе мы мечтали давно. О школе, в которой не было цензоров, контролеров и диктаторов, мешающих ребенку почувствовать себя Личностью. Стремление узнавать новое, развиваться заложено в каждом человеке. Наша задача — поддерживать это стремление, относясь к нему с уважением и вниманием. Мы лишь создаем условия для того, чтобы каждый воспитанник РСЛ смог выстроить свое образование, совершая выбор и отвечая за него только перед собой. Это его образование, потому что это его жизнь. И прожить ее надо так, чтобы не было мучительно...»

Директор лицея Д.A. Силкин

Рязанский Свободный лицей – негосударственное образовательное учреждение. Он был учреждён Рязанской Ассоциацией Творческого воспитания. Впервые лицей открыл свои двери ученикам 1 сентября 1994 года. Однако возникновение лицея было не случайным и имело свою предысторию. Идея создания «своей школы» родилась лет на 10-15 раньше лицея. Значительная часть педколлектива РСЛ была давно знакома друг с другом. Именно тогда приходили в голову первые мечты об «иной» школе, где бы отношения между детьми и взрослыми складывались иначе, чем в школе, в которой учились мы, где бы и ученик, и учитель имели право выбора, и эти права уважались. Приобретенный за годы работы в воспитательном центре рязанской школы №34 опыт убедительно показал, что предполагаемые педагогами подходы позволяют работать с любыми детьми: двоечниками и отличниками, хулиганами и вполне благополучными. И при этом росла уверенность, что и в обучении такие подходы могут сыграть решающую роль в развитии ребенка. Педагогические школы и летние лагеря, сборы и организация воспитательной работы в школе – всё это вселяло уверенность в своих силах, что и позволило «набраться смелости» и открыть лицей. Опыт воспитательной работы, который имели организаторы лицея, несомненно определил атмосферу школы, её стиль.

Взаимоотношение между детьми и взрослыми в лицее строится на принципах взаимного уважения прав, безусловного принятия и свободы выбора. Существенную роль в становлении лицея сыграло знакомство с разработками кафедры педагогики и психологии АПК и ПРО. Теоретические модели, предлагаемые кафедрой, были известны работникам лицея ещё в 1993 году, когда началось сотрудничество лицея с кафедрой. Однако потребовались исследования и консультации, чтобы теоретические основания и концепции, ценностно и идеологически совпадающие с опытом педагогов лицея, были проработаны до уровня внедрения в образовательный процесс. Сегодня можно говорить о том, что в лицее найдены такие способы организации учебного процесса, которые позволяют как реализовать права и свободы учеников и учителей (ценности опыта предыдущей образовательной работы), так и выстраивать обучение с учётом теоретических разработок в области личностно-ориентированного образования. Конкретные механизмы организации такой работы, её педагогические основания и направления развития являются в значительной мере предметом дальнейших исследований, однако существуют уже и реальные наработки, воплощенные в деятельности школы.

Так, например, со второго полугодия 1995/96 учебного года в РСЛ введены индивидуальные учебные планы, которые включают как базовые компоненты (обязательные курсы государственного стандарта), так и обязательные лицейские курсы и предметы по выбору.

Введённая в порядке эксперимента система позволяла ученикам средней школы осуществлять выбор учителей и программ (по базовым предметам), а также спецкурсов, как в рамках стандартных предметных областей, так и не входящих в предметные области государственного стандарта. Выбор происходил по итогом консультаций с родителями, учителями, классными дамами и администрацией.

Таким образом, у каждого ученика выстраивалась его индивидуальная траектория образования, соответствующая его наклонностям и учитывающая обязательные нормы (содержательные и санитарные).

Введение индивидуальных учебных планов оказалось удачным шагом в развитии лицея: повысилась мотивация к учению, улучшились академические результаты .


Вернуться на главную »

 

Сайт создан в системе uCoz